Пн 22 Фев 2010 18:47

Стадии проживания горя

(по книге “Обычные семьи, особые дети” М.Селигман, Р.Б.Дарлинг. - М.: Теревинф, 2007)

Большинство людей редко сталкиваются с людьми, имеющими особенности развития. Во время беременности будущие родители готовятся к тому, что у них будет “нормальный” ребенок, и эти ожидания подкрепляет их окружение, врачи, курсы подготовки к родам. Поэтому если ребенок рождается с тем или иным нарушением, его семья зачастую оказывается к этому совершенно не готова - им могло быть даже не известно раньше заболевание или состояние, с которым они теперь столкнулись так близко. Конечно, в таком случае рождение ребенка с отклонениями воспринимается через призму стереотипов, мифов и принятого в данной культуре отношения к “не таким, как все” и является стрессовой ситуацией.

Психологи считают, что в данном случае абсолютно корректно говорить о горевании; переживания после рождения ребенка с проблемами или после получения точного диагноза (иногда это происходит не сразу) - те же, как и при утрате. Выделяют следующие стадии проживания горя (по Kubler-Ross): отрицание, сделка, гнев, депрессия, принятие. Вот как описывают каждую стадию авторы книги “Обычные семьи, особые дети”:

“Шок и отрицание — первая реакция родителей. Отрицание, по-видимому, проявляется на бессознательном уровне; его задача — оградить сознание от чрезмерной тревоги. На ранней стадии отрицание играет полезную роль, смягчая удар; однако в дальнейшем может вызвать трудности. Если по прошествии некоторого времени, не взирая на очевидность, родители продолжают отрицать наличие нарушений у ребенка, можно опасаться неприятных последствий. Такие родители могут слишком давить на ребенка, принуждая его делать то, что ему не по силам; они могут отказываться от участия в программах раннего вмешательства и бесконечно ходить по врачам, добиваясь приемлемого для них диагноза.”

“Фаза сделки характеризуется “магическим” или “фантастическим” типом мышления. В ее основе лежит представление о том, что если родители очень постараются, состояние ребенка чудесным образом улучшится. Это улучшение должно стать «наградой» за старательную работу, помощь другим или участие в каком-нибудь добром деле. В фазе сделки родители могут присоединяться к местным организациям, отстаивающим какие-либо гуманитарные цели. Еще одно характерное проявление фазы сделки — пламенное обращение к религии или ожидание чуда.

По мере того, как родители понимают, что чудесного исцеления не произойдет, возникает гнев. Это может быть гнев на Бога («Почему я?!»), на самого себя или на супруга — за то, что произвел на свет больного ребенка или за недостаточную помощь с его стороны. Часто гнев проецируется на специалистов, по мнению родителей, не оказывающих ребенку достаточной помощи (врачей) или плохо его обучающих (учителей). Гнев может развиваться и из понятного раздражения, причиной которого становятся недоброжелательные соседи, черствые специалисты, отсутствие адекватной помощи, усталость от долгого пребывания в больницах и т.п. Чрезмерное чувство вины, когда родитель винит в нарушениях у ребенка себя самого, также может перерасти в гнев. Гнев, обращенный на себя самого, часто превращается в депрессию. Для специалиста важно позволять родителям и даже поощрять их выражать свой нормальный и понятный гнев. Это означает, что специалист должен воспринимать выражения гнева спокойно. Это нелегко для людей, воспитанных в представлении, что гнев — всегда негативная эмоция, которую необходимо скрывать и подавлять. Однако чрезвычайно важно отметить, что, когда члены семьи избегают открыто выражать свои эмоции, это отчуждает их друг от друга и может усилить их депрессию.

Выражение гнева часто имеет катарсический и очистительный эффект и помогает снизить чувство тревоги; однако, когда родители понимают, что их гнев не может изменить состояние ребенка, и полностью осознают хроническую природу его нарушений и ее последствия для всей семьи, на место гнева приходит чувство депрессии. Для многих родителей депрессия — временный эпизод, хотя [С. Ольшански] Olhansky говорит о «хронической скорби», испытываемой родителями. Депрессия может совпасть с определенной стадией семейного жизненного цикла. Смена циклов часто приносит с собой перемены и предполагает сравнение с другими детьми и другими семьями. Кроме того, тяжесть депрессии зависит от того, как семья интерпретирует состояние ребенка, и от ее способности справляться с трудностями. Также очень важно отличать клиническую депрессию от более умеренных ее форм и от нормальной дисфории.

Hornby полагает, что в некоторых случаях за гневом следует отчуждение, когда родители испытывают опустошенность и безразличие ко всему. Эта реакция, по-видимому, означает, что родитель начинает, против собственного желания, признавать реальность нарушений. Таким образом, это поворотный пункт процесса адаптации.

Принятие считается достигнутым, когда родители демонстрируют все или некоторые из следующих характеристик:

  1. Они способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка.
  2. Они способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности.
  3. Они способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткосрочные и долгосрочные планы.
  4. У них имеются личные интересы, не связанные с ребенком.
  5. Они способны что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины.
  6. Они не проявляют по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости.

Рассматривая эти стадии, необходимо помнить, что семьи неоднороды, и эмоциональные процессы в них проходят по-разному. Для некоторых семей эти стадии цикличны и повторяются с каждой вехой развития или с каждым кризисом (например, при ухудшении состояния ребенка). На проявлении стадий оказывают влияние и другие факторы — например, то, приняты ли они в данной культуре, испытывают ли все члены семьи одну и ту же стадию в одно и то же время, как долго длится та или иная стадия, как именно она развивается и т.п.

По Hornby, “некоторые родители, по-видимому, проходят этот процесс за несколько дней, в то время как другим, чтобы достичь приемлемого уровня адаптации, требуются годы. Как и при других серьезных потерях, средний срок адаптации составляет около двух лет. Однако некоторым родителям требуется больше; есть и такие, что не достигают полной адаптации вообще”.

В то же время авторы отмечают, что “преобладание одной из перечисленных реакций не означает полного отсутствия всех остальных — как правило, они сочетаются в тех или иных пропорциях (Hornby). Например, при преобладании гнева родители могут в то же время испытывать отрицание и скорбь.”

blog comments powered by Disqus