Пн 22 Фев 2010 22:09

Принятие своей внешности детьми с особенностями конечностей

Психологические аспекты

У младенцев и детей раннего возраста, как правило, нет никаких психологических проблем, связанных с особенностями их конечностей. Сложности с привыканием к таким особенностям ребенка могут быть у родителей. Для того, чтобы примириться с этим, бывает особенно важна помощь и поддержка.

У позитивно настроенных родителей скорее будут позитивно настроенные дети с высокой самооценкой. Если мы можем естественно принять наших детей, их отличия и все остальное, у них в свою очередь не будет проблем с принятием себя.

В какой-то момент жизни большинство детей, независимо от того, есть ли у них проблемы с конечностями, проходят через стадию самоосознания (обычно между 6-9 годами). В этом возрасте они хотят быть такими же, как все, и стремятся быть принятыми ровесниками. Такие вещи, как внешний вид и одежда, могут стать очень важными. Вот в это время некоторые дети могут начать пытаться спрятать свою деформацию, даже если раньше вполне ее принимали. У них могут впервые появиться возмущение и чувство несправедливости: “Почему я?” Они стараются осмыслить сами себя, и если с этим не все гладко, пройти через этот период могут помочь спокойные доброжелательные разговоры с родителями. Кроме того, как раз теперь дети уже способны и, более того, нуждаются в том, чтобы понять, что они таковы, какие есть, и никакое “волшебство” это не изменить. Но их может поддержать мысль, что именно то, какие они, и помогло им стать теми, кто они! Если детям и родителям оказывается сложно говорить про это, хорошо, когда в этом могут помочь кто-то из родственников, друзья или учитель.

Развитие концепции своего Я ребенка зависит от многих факторов, из которых решающие - принятие и любовь его ближних. Основываясь на этом, как на фундаменте, семья поможет ребенку на протяжении лечения, и любой операции, которая сможет увеличить его возможности.

Издевательства, поддразнивания могут быть очень болезненными, и большинство школьников так или иначе испытывают их на своей шкуре. Ведь практически всех детей когда-либо дразнили за то, что кажется “иным”, “нестандартным”, - будь то очки, рыжие волосы или брекеты. Но реакция на насмешки зачастую определяет то, усилятся они или станут реже. В большинстве случаев быстрый отпор останавливает разгорание конфликта, и если у ребенка все в порядке с самоуважением, он проигнорирует или легко разделается с львиной долей нападок. Однако, если поддевки становятся все сильнее и дело доходит до настоящей травли, вербальной или физической, должны быть немедленно приняты меры. Дети с деформациями конечностей легко становятся “естественными жертвами”; они могут начать верить, что заслуживают преследования, так как являются “другими”. В школах обязательно должна быть продуманная стратегия против затравливания, которую в подобном случае необходимо применить в полном объеме. Родителям преследуемого ученика следует сначала обратиться к классному руководителю, если не поможет - дойти до завуча, а если проблемы не прекратятся, то привлечь школьное правление и вышестоящие инстанции.

Когда дети достигают пубертата, для них становятся важными как деятельность, так и внешний вид. Если до этого времени все шло гладко, скорее всего, им хватит силы воли и внутренних ресурсов на примирение со своими новыми потребностями, хотя нет гарантий, что нашим физически необычным детям будет чем-либо проще справиться с этим, чем остальным обычным подросткам.

Детям, потерявшим конечность в результате несчастного случая или хирургической ампутации, часто оказывается сложнее примириться с этим, если только они не были на тот момент совсем маленькими. Их может быть гораздо сложнее замотивировать, чем тех, кто родился в таком состоянии. Этим детям нужна помощь в принятии нового образа своего тела и, возможно они не смогут двигаться дальше, пока не сделают этого.

blog comments powered by Disqus