Чт 29 Апр 2010 23:05

История Гоши

История о преодолении сложностей в школе у “особой” первоклассницы, рассказанная ее мамой, автором сайта “Детская комната” . Начало жизни этой девочки было очень непростым; в числе последствий трудного старта - потеря пальцев на одной руке. Место действия - Израиль. Время - начало 2009 года.

Гошка часто жалуется, что в школе некоторые дети ей “пеняют” на руку. Говорят, что рука у нее “магиль, мехуэрет” (противная, безобразная), что из-за этого с ней рядом играть неприятно, и тэпэ. Даже иногда она принесет им, например, песка, а они говорят: не возьмем у тебя, ты его своей этой рукой держала.

Я в самом начале года, когда одна девочка отрезала руку бумажной фигурке на общем панно, изображающем Маргалит (“”у тебя же нету тут пальцев!”), обсуждала это с учительницей. Было понятно, что как ни работай с этим, утрясется не сразу, надо ждать и терпеть.

Мы с Гошкой довольно часто про это говорим, но вот не очень давно, как раз про песок, она спросила, почему так и что делать, причем именно меня спросила, и не было возможности мне “спрятаться за Гуньку”, я так обычно поступала. Ну, я струхнула, но сказала, что, во-первых, так потому, что дети эти не сильно умные, проще говоря, дурачки, но сердиться на них не стОит, они еще подрастут-поумнеют, а во-вторых, что от них надо просто отвернуться и уйти, и не разговаривать, и не играть с ними больше. Гошка все огорчалась, что ей же хочется играть, а если от них ЛЕИТАЛЕМ (как это перевести? “абстрагироваться”?), то перемена кончится, а она и не поиграет. Но я ей сказала, что перемен у нее еще много будет, и друзей, которым на ее руку наплевать, тоже будет еще множество.

На следующий день Гошка радостно мне доложила, что у нее получилось “леиталем”, и дети эти все за ней шли и что-то говорили такое, а она ушла и все. Так в конце перемены они сами к ней пришли, и больше плохого не говорили, и даже песок принесли - играть. В общем, довольна была.

Но совсем-совсем недавно новая какая-то нотка появилась. Во-первых, все чаще, практически всегда стала фигурировать в этих рассказах одна и та же девочка: Н. Иногда Гошка упоминала ее подругу Р., иногда нет. Но Н. появлялась всегда, именно она говорила Гошке все основные гадости. И ладно бы только это. В какой-то момент Гошка, едва удерживаясь от слез, сказала мне, что Н. ей заявляет, что “бигляль а-яд а-зе ани ло матима ле кита зот (из-за этой руки я не подхожу к этому классу)”.

И вот тут я взъерепенилась. Возможно, потому, что (может быть, это паранойя?) услышала за этими словами не ребенка семилетнего, а голос взрослого бессовестного человека, с которого ребенок поет. А еще, может быть, и потому, что осталось у меня какое-то смутное ощущение российского происхождения семьи этой самой Н., а на что способны по теме выходцы из моей общины, знаю слишком хорошо.

Короче, я зловеще пообещала Гошке, что поговорю с А.[учительницей]. И написала ей электронное письмо, ивритский оригинал которого, в связи с его пониженной лингвистической ценностью, приводить тут не стану, а приведу только перевод:

“Шалом, А.,

У меня есть два вопроса, которые я хочу с тобой обсудить.

Первый из них, неприятный, это: ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ жалобы Марго на поведение девочки по имени Н. Иногда Марго рассказывает о ком-то еще, например, о Р., но не всегда. Только имя Н. появляется и повторяется от раза к разу постоянно. Марго жалуется, что Н. постоянно, намеренно, начинает с Марго некрасивые разговоры о ее проблемной руке. Н. говорит, что эта рука безобразная и противная, что неприятно находиться рядом с Марго, и так далее. Но кроме этого, то, что очень странно для меня, Н. говорит Марго, что из-за этой руки она не подходит к этому классу. Может быть, я ошибаюсь, но это не слова семилетней девочки, это слова взрослого человека. Я не знаю, что с этим делать, что ты порекомендуешь? Должна я сама поговорить с родителями Н., или желательно, чтобы это сделал кто-то из педагогического коллектива школы? В любом случае, мне представляется, что подобная атмосфера неприемлема (я написала ЛО БЕСЕДЕР :)), даже если учитывать возможность, что у самой Марго есть проблемы общения со сверстниками. Я не хочу, чтобы у Марго сложилось впечатление от школы, как от места, где люди намеренно причиняют ей боль.

Вторая вещь: мы в семье каким-нибудь образом хотим помочь Марго в общении с детьми. Я уже получила приглашение для Марго от мамы А., я понимаю, что это была твоя инициатива, и очень это ценю, большое спасибо.(…) Но есть еще одно предложение. Может быть, старшая сестра Марго, Алиса, может в какое-то удобное время прийти в класс ко всем детям, что-нибудь с ними поделать? Алиса служит в армии, у нее блестящий аттестат зрелости, она собирается продолжать обучение в области медицины, у нее веселый и сильный характер, и дети ее обычно очень любят. Что ты об этом думаешь?”

И подпись с извинениями за грамматику, вот такое письмо. Пусть вас вежливость не вводит в заблуждение, в том, что касается первой части. На самом деле, я спросила ее в точности, как одна акушерка другую, из роддома в “Штирлице”, когда Кэт кричала по-русски: “Вы позвоните в гестапо, или это сделаю я?” :))) Дала понять, что это дело уже так не оставлю, тут терпение лопается.

Ответ я получила такой:

“Дорогая Лара, в первую очередь, спроси, пожалуйста, Марго, это была Н.К или Н.М. Я этим займусь, с моей точки зрения, это совершенно ужасно, и ни один ребенок не будет говорить Маргалит, подходит она или нет. Во-вторых, мы всегда с радостью ожидаем сестру Маргалит в классе, она может подготовить для них любую деятельность или все, что она хочет с ними делать, вместе с Маргалит. Скажи мне, когда она может и готова, я буду гибкой. А.”

Заработало, ога. Я знала, какая Н., но на всякий случай переспросила Марго: Н. М***, конечно.

А вчера Гошка ходила в гости к своей еще садовской подружке М.. И вечером рассказала мне, что М. тоже дразнят в школе, уж не помню, за что.

– Мам, а я ей сказала ЛЕИТАЛЕМ от них. Сказала, что я попробовала, и у меня получилось!!!…

Комментарий автора к публикации истории на сайте “Сквозь пальцы”:

Ко второму классу, тьфу-тьфу-тьфу, дети привыкли к Гошке, а она к ним. :) Появилась даже подруга закадычная (Н. К***, - ДРУГАЯ Н., представляете? :)), и другие приятельницы близкие. Тема руки давно не поднималась. Конечно, у нас тут другая страна, более вегетарианская, я бы сказала. :) Но все-таки прогресс внушает надежду, нет? :)

blog comments powered by Disqus