Чт 14 Окт 2010 16:31

Как вести себя с "особыми" детьми?

В отличие от всех остальных людей, у блогеров в два раза больше возможностей ходить в гости друг к другу: не только в оффлайне, но и в онлайне. Некоторое время назад редактор сайта “Сквозь пальцы” опубликовала гостевой пост в блоге “Оранжевая лягушка” о том, как вести себя с детьми, имеющими особенности развития. Думаю, эти рекомендации пригодятся и здесь, “дома”.

Итак, если перед вами “особый” ребенок, пожалуйста, помните, что:

  1. “Особые” дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности.
  2. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него непонятна и не полезна.
  3. Прежде всего обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, – что он может. Именно это – основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
  4. Не стоит решать за “особого” ребенка, что он способен сделать, а что нет. Пусть он учится определять это сам; в том числе, на собственных ошибках. Как и все мы.
  5. Всем людям периодически нужна помощь. Некоторым иногда хочется ее оказать. Но не все и не всегда знают, как это лучше сделать. Поэтому спрашивайте ребенка с особенностями (конечно, если вы с ним понимаете друг друга), нужна ли ему помощь, и если да, то в чем и какая.
  6. Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним – но не вместо него!
  7. “Особые” дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… Не упускайте эти возможности, – не прячьте их/не прячьтесь от них!
  8. У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям – за очень редкими исключениями – можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии “необычного” ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
  9. Физические отличия от основной массы людей не помешают ребенку с особенностями стать здоровой личностью. Но снисходительное отношение окружающих может сделать из него личность-инвалида.
  10. Все люди разные. Одним “медведь на ухо наступил”, у других “руки не из того места растут”, у третьих “память дырявая”, у четвертых – нестандартный набор пальцев, пятые ходят только с палочкой… – и при этом все они могут быть счастливы!
blog comments powered by Disqus